Купить автозапчасти в Ташкенте
UZ-cyr UZ-lat

Как часто нужно менять амортизатор

Средний срок службы амортизаторов автомобиля — от 50 до 100 тысяч километров в зависимости от типа и конструктивных особенностей. Но быстрая езда по некачественному дорожному полотну или по бездорожью выводит их из строя намного быстрее. Поэтому желательно осматривать подвеску в гараже с ямой или на эстакаде каждые 10–15 тысяч километров. Явные признаки неисправностей — деформация корпуса, трещины, пробоины и потёки масла. Если пыль в верхней части «стакана» слегка влажная, то специалисты говорят — «амортизатор потеет». Это верный признак того, что он уже вышел из строя. А вот каким является реальное состояние ещё сухого, но подношенного амортизатора, может показать только специальный вибростенд с беговыми барабанами. Автомобиль закрепляют на нем, площадки под его колесами двигаются вверх-вниз с разной скоростью и амплитудой. Так стенд имитирует проезд по неровностям, записывает информацию, а потом показывает ресурс ходовой части автомобиля в процентах.

Основные причины и условия, убивающие наши амортизаторы

Помимо естественного износа в процессе повседневной эксплуатации, на подвеску и состояние наших амортизаторов влияют следующие факторы.
  1. Сильный удар при попадании колеса в яму или на высокое для данного профиля препятствие. В подавляющем большинстве случаев на современные автомобили устанавливаются амортизаторы одностороннего действия, и лишь на паркетники/внедорожники/вездеходы — двойного. Примечание: амортизаторы с регулируемыми параметрами жесткости, которые используются в автоспорте, а также амортизаторы для люксового сегмента мирового автопрома, в которые заложены изменяемые характеристики в реальном времени, — мы не рассматриваем.
  2. Изношенные опоры, пыльники, сайлент-блоки и прочие шарнирные соединения не только самих стоек-амортизаторов, но вообще всей подвески (какой бы «многорычажной» она там ни была) — напрямую влияют на их «долгожительство».
  3. Перегруз автомобиля, даже кратковременный (а иногда даже одноразовый) также может «подготовить» амортизатор «к смерти».
  4. Не только начинающему, но и опытному водителю доводилось иногда совершать торможение в момент «влёта» в яму или на высокий бордюр, хотя «в теории» мы все прекрасно знаем, что при проезде неровностей педаль тормоза нужно отпускать.
  5. Как странно это ни прозвучит, но и слишком медленная, бережливая, «пенсионерская» езда также способна убить амортизаторы. Более того, хранимая в гараже машина обязана хотя бы раз в месяц «прокатиться по району» — чтобы пошевелились сайлент-блоки и прочие сочленения, чтобы провернулись подшипники в ступицах и иных узлах, а также чтобы «прокачнулись» в своих гнёздах перепускные клапаны и манжеты амортизаторов. Засохнут ведь — и прорвутся в самый ненужный момент.

Как понять, что умерли (или начинают умирать) амортизаторы на твоем авто?

Иногда амортизаторы выходят из строя без внешних симптомов. В таком случае нужно присматриваться к поведению автомобиля на дороге. О поломке могут свидетельствовать:
  1. Раскачивание кузова, а иногда к тому же еще и диагональное; последнее говорит о том, что не работает только один из двух амортизаторов на оси;
  2. Плохая управляемость автомобиля, причем не только в плане руления, но и при разгонах-торможениях, и в повороте, и на ухабистой или неровной дороге;
  3. Неадекватный занос или снос передней оси на ровной дороге;
  4. Низкая устойчивость в поворотах, машину иногда приходится «ловить», причем даже в безобидных ситуациях;
  5. Явно выраженное «приседание» автомобиля при разгоне и/или «кивок носом» при торможении;
  6. Возросшая чувствительность твоего организма к ямам, выбоинам и прочим неровностям дорожного покрытия;
  7. Непривычные звуки в подвеске; причем если изношены амортизаторы, то могут быть слышны и скрипы, и металлические стуки. Причина стуков — контакт металла с металлом, хотя иногда они могут возникать вследствие износа крепежа амортизаторов или иных элементов всей подвески;
  8. Явный неравномерный износ ОДНОЙ покрышки, именно тут и стоит «умирающий» амортизатор.

Почему важно менять не только амортизатор, но и защитный и монтажный комплекты?

В процессе эксплуатации рано или поздно накапливается абразив, агрессивный по отношению к материалу штока. Кроме того, в защитном комплекте может образоваться избыток фосфора. Образовавшееся вещество может повредить манжету амортизатора. За 1 км пробега происходит в среднем 1250 циклов. Это приводит к утрате свойств масла, клапана и других деталей, вследствие чего амортизатор становится мягче. Тормозной путь авто увеличивается, на повороте раньше наступает снос.

Помимо самих амортизаторов придется поменять как минимум пыльники и отбойники. Отбойники позволяют сократить последствия пробоев, смягчить удар. Пыльники закрывают часть штока, которая нужна для хода амортизатора, от воды, пыли, льда и реагентов. Ни то ни другое не стоит отмывать и ставить на новые амортизаторы: старая защита существенно сократит ресурс амортизаторов.

При замене амортизаторов вполне вероятна замена и их опор: они позволяют упруго закрепить амортизатор на кузове автомобиля. Задние и передние опоры отличаются. Задние сделаны исключительно из металла и упругого материала — изолостана, полиуретана, резины или другого полимера. В передних опорах есть подшипники, благодаря которым стойка может поворачиваться.

Ресурс опор редко связан с ресурсом самих амортизаторов. Из-за изношенных подшипников в передних опорах могут появиться посторонние звуки при повороте руля на месте. Если проблема в эластичном полимере — появятся характерные посторонние звуки при проезде неровностей.

Если пробег автомобиля более 100 тысяч километров и нужно менять амортизаторы, проконсультируйтесь со специалистом. Может оказаться, что выгоднее поставить сразу новые опоры и не платить за работу второй раз через какое-то время.

Большинство производителей автомобилей и запчастей рекомендуют менять амортизаторы на одной оси парами.

Как прокачать амортизатор

Считается, что амортизаторы прокачиваются в процессе эксплуатации. Но механики советуют сделать это вручную перед установкой, чтобы быть уверенным, что газ, который мог при хранении из резервной камеры попасть в рабочую через донный клапан, перемещен обратно.

Для прокачки опустите шток, после произойдет его выдвижение. С амортизаторами Monroe можно не бояться доводить шток до упора. Особенность конструкции других производителей — сброс давления стойки при доведении до упора.

Прокачку достаточно сделать пять раз, при этом с каждым разом шток будет входить все более упруго и выдвигаться быстрее. Бывают случаи, когда шток подзаедает и амортизатор не возвращается в исходное положение. Тогда устройство потребуется перевернуть, утопить шток до конца с помощью нажатия на горизонтальную поверхность, зафиксировать и вернуть в исходное положение.

Как продлить жизнь амортизаторам

Следить за состоянием пружин — эти элементы работают в паре. Если пружина потеряла свои свойства или сломалась, то амортизатор быстро выйдет из строя.

Пружины с сильным занижением, больше 35 миллиметров от заводской высоты, тоже могут быть причиной быстрого выхода амортизаторов из строя. Ход подвески сильно сокращается, и условия работы амортизатора меняются. Это может стать причиной сокращения ресурса.

Амортизатор больше всего боится пробоев. Когда колесо наезжает на большое препятствие на высокой скорости, пружина и амортизатор не смогут погасить всю энергию. Они полностью сожмутся, удар будет передан на кузов. Пластиковые отбойники амортизаторов могут расколоться, а сам амортизатор — погнуться или потерять герметичность.

Следить за состоянием отбойников и пыльников. Изношенные отбойники не защитят амортизаторы от пробоев, а разбитые пыльники не защитят от воды, льда и песка. Из-за воды шток заржавеет, а лед с песком рано или поздно попадет внутрь амортизатора и повредит его. Амортизатор прослужит гораздо меньше, чем мог бы.

Прогревать амортизаторы в сильный мороз. Пока машина стоит на месте, можно прогреть двигатель, но ходовая часть останется холодной. При температуре меньше −25 °С масло в амортизаторах густеет, а сальники перестают быть эластичными. Если сразу поехать по разбитой или заледенелой дороге с обычной скоростью, можно повредить амортизаторы. Поэтому в мороз старайтесь ехать первые 500—1000 м аккуратно, чтобы масло в амортизаторах успело прогреться.